- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Как обещала, буду потихоньку рассказывать про книги - зачем они вообще нужны, что в них есть, чем они отличаются и как ими пользоваться. И сегодня наш герой - одна из самых востребованных, как мне кажется, серий - Лабиринты, от самых простых, до самых сложных.
Какие книги с лабиринтами есть у Kumon
В курсе Kumon довольно много книг с лабиринтами. Поскольку, не видя книжек, реальный уровень сложности не совсем очевиден, для вашего удобства я сделала для них свою собственную классификацию, где уровень 1 – самый простой, а уровень 4 – самый сложный. Имейте в виду, что к возрасту эта классификация не имеет никакого отношения - это только про навык!
- Учусь и расту. Лабиринты (уровень 1)
- Простые лабиринты (уровень 1)
- Увлекательные лабиринты (уровень 2)
- Волшебные лабиринты (уровень 2)
- Готовимся к школе. Лабиринты (уровень 2)
- Лабиринты Животные (уровень 3)
- Лабиринты Транспорт (уровень 3)
- Лабиринты Вокруг света (уровень 4)
Обратите внимание: на втором уровне есть книга из серии Готовимся к школе. При том, что уровень сложности лабиринтов в этой книге такой же, как и в Волшебных и в Увлекательных лабиринтах, не начинайте переход на второй уровень сложности с нее. Что это за серия «Готовимся
к школе» и как с ней обращаться – я расскажу в одном из следующих постов. Что касается остальных книг – проходить книги одного уровня можно в любой последовательности (т.е. начать книги уровня 3 с Животных или Транспорта – это только на ваше усмотрение).
От страницы к странице и от уровня к уровню лабиринты становятся более сложными:
- увеличивается количество дорожек (вариантов прохождения)
- увеличивается сам размер лабиринта
- уменьшается ширина дорожек - а это значит, что метко вести ручкой по
правильной дорожке становится все сложнее и сложнее
Во всех книгах, кроме «Вокруг света», есть три типа заданий:
1. Лабиринты - картинки (напр., контур клубнички, у которой косточки – это стены лабиринта),
2. Привычные лабиринты, состоящие из прямых или изогнутых, горизонтальных и/или вертикальных линий и фигур,
3. Третий тип заданий встречается на двух – трех страничках в конце некоторых книг - это не совсем лабиринты, а задания типа «проведи дорожку только по клеточкам с тюльпанами» (см. на одном из приложенных фото). В книгах с лабиринтами вам встретятся очень простые задания такого типа, а вот все более и более сложное продолжение будет в книгах Логика (5+).
Разнообразие лабиринтов - не хаотический набор, а продуманная последовательность, влияющая построение новых связей в мозге и тренировку разные типов восприятия и - соответственно - мышления.
- Картинки - лабиринты стимулируют способность видеть два ракурса: целое - картинка (клубничка с косточками) и целое - лабиринт (дорожки - косточки внутри).
- Обычные лабиринты, за счет того, что они разных форм (изогнутые, угловатые, круглые, полоски, квадраты) воздействуют на разные рецепторы, участвуя в «тонкой настройке» мозга.
- В первых книгах чередуются более простой и более сложный лабиринты. Так мы возвращаем ребенку уверенность в себе после сложного лабиринта, даем мозгу передохнуть перед новым рывком
Кстати, о последовательности...
Во-первых, начинать проходить лабиринты настоятельно порекомендую не раньше 3 - 3,5 лет. Уже писала где-то, что до этого возраста у ребенка в мозге нет еще тех связей, которые нам нужны для работы с лабиринтом. Так что если хотите просто калякать по линиям, лучше выбирайте тетради про линии, а полезные Лабиринты оставьте на попозже.
Занятия лабиринтами прекрасно сочетаются в параллели с любыми другими книгами Kumon без исключения. Однако, обратите внимание, что для получения от них максимальной пользы, лучше начинать занятия
- после книги «Учусь раскрашивать» (2-4), так как там вводятся первые представления о линиях и лабиринтах,
- после книги «Учусь и расту – Линии» или «Простые линии» (или хотя бы в одной параллели с этими книгами), чтобы потренировать руку ребёнка и не отвлекаться во время занятий на кривые линии и нечаянные выходы за контуры дорожек.
Теперь:
- Если ребенку 5 – 6 – 7 лет, и при прохождении первой выбранной вами книги из пары Простые лабиринты + Учусь и расту показалось слишком простым и скучным, вторую из пары, при желании, можно не проходить, сразу переходите к книгам второго уровня сложности.
- Если 6 – 7 – летнему ребёнку проходить лабиринты из первой книги с первого уровня было сложно, или если ребенку было легко, но он младше 5 лет, сначала пройдите вторую книгу из пары 1го уровня, и только потом двигайтесь дальше.
В любом случае, как начнете проходить книги с лабиринтами, занимайтесь ими ежедневно без перерывов, пока не закончите Увлекательные лабиринты. После них можете, при желании, временно переключиться на другие навыки Kumon.
Правильные занятия с лабиринтами
Профессиональный психоневролог расскажет вам, что занятия по прохождению лабиринтов нужны всем, начиная с самого раннего возраста - для развития мозгов, и до поздней старости - для профилактики возрастных заболеваний типа деменции. Как это работает, я уже рассказывала немного в предыдущих постах, так что немного повторюсь:
- Лабиринты учат видеть целое и вычленять из него частное
- Лабиринты тренируют - и поддерживают в тонусе - память и внимание
- Тренируется пространственное мышление, ориентация и координация
- В конечном итоге, за счет постоянной стимуляции нужных мозговых рецепторов, стимулируется общая мыслительная способность.
- В случае с малышами дополнительно еще тренируются графические навыки
Правда для того, чтобы это все действительно развивалось, а лабиринты приносили максимальную пользу, заниматься по ним нужно правильно.
- Как обычно, взяв книгу в руки впервые, покажите ребенку сначала сертификат, который он получит в конце.
- Оторвите листик из книги, дайте ребенку.
- Если на листике будет лабиринт – картинка, спросите ребенка, что тут нарисовано (лисичка - клубничка - мишка футболист).
- Вспомните с ребенком, какие задания были в «Учимся раскрашивать» (проводили линию так, чтобы не задеть ни одну машинку / цветочек и т.д.).
- Расскажите, что здесь – похожая история, только здесь уже стены, а не машинки и цветочки, что есть еще тупики, и нужно не только зайти и выйти, но еще и не заблудиться. Разумеется, этот шаг пропускаем, если ребенок уже знает, что такое лабиринты.
- Попросите ребенка показать вход и выход из лабиринта (они помечены стрелочками).
- Попросите глазками выбрать правильную дорожку и глазками пройтись по ней от входа до выхода.
- Теперь пусть проведет дорожку от входа до выхода пальчиком и запомнит, куда надо идти, а куда - нет.
- Спросите «ну что, запомнил?». Получив утвердительный ответ, давайте в руки карандаш или ручку, чтобы прочертить правильный путь.
Выбор карандаша или ручки – это целое дело (Заметили, я никогда не говорю про фломастеры? Искренне считаю их вражеским изобретением, безнадежно портящим почерк, одежду и мебель :)
Итак, для работы с лабиринтами выбирайте обычную шариковую ручку во всех случаях, кроме следующих ситуаций:
- Для робких и не уверенных в себе детишек выбирайте простой карандаш (+ ластик) - с самого начала и до конца 2 книги (можно и подольше, если чувствуете, что это необходимо) – это поможет им на первых этапах избежать чувства безысходности и непоправимости сделанной лишней линии.
- Для любых детишек – начиная примерно с середины (или со второй трети) и до конца первой книжки: даже детишки с очень хорошей памятью и мега-самоуверенностью в этот момент начнут ошибаться, и им нужно будет время «пристроиться» к работе с лабиринтами.
В любом случае Избегайте исчерканных дорожек. Нарисованная дорожка должна быть только одна единственная и правильная. Предварительно проверенная глазами и пальчиком, и запомненная мозгами. Я детеныша тренировала короткими командами:
- Вход и выход
- Глазки
- Пальчик
- Ручка
Через некоторое время, проходя лабиринт, он сам стал говорить себе эти же фразы.
В помощь вам еще три маленьких лайфхака про прохождение сложных лабиринтов:
- Если ребенок начал проводить по дорожке пальчиком и никак не может выбрать нужную – попробуйте взять лист в руки и поднять перед его глазами, чтобы он минутку посмотрел на него, как на картину на стене. Иногда это помогает лучше увидеть то самое "целое".
- Иногда ребенок начал проводить линию уже карандашом или ручкой и застопорился, потому что банально закрыл кусок лабиринта собственной ручонкой и теперь не видит, куда двигаться дальше. Если заметили, что завис - попробуйте попросить поднять руку и посмотреть на весь лабиринт в целом еще раз.
- В сложных лабиринтах, где уже сложно запомнить весь путь от начала до конца, тренируйте ребенка бегло наметить всю дорожку глазами, а уже детали маршрута уточнять постепенно: по проложенной глазами дорожке проверил кусочек - прошел - убрал ручку с листа и посмотрел на весь лабиринт целиком – проверил следующий кусочек - опять прошел – опять убрал ручку и посмотрел на весь лабиринт, и так далее.
Приятных занятий!
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии